До начала XX века преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой –вколачивание, когда снопом бьют либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, под которыми расстелен холст для зерна, либо
топтание снопов различными способами, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом.
Молотильные доски
Доски под тяжестью груза или стоявшего на доске человека, часто мальчика, возили по площадке, на которой укладывались слоями снопы пшеницы или ячменя, и обращенные вниз зубцы выбивали из колосьев зерно, а солому превращали в мелкие частицы. Измельченная солома шла на корм скоту или на добавку в кирпичи из необожженной глины. За один день обмолачивалось до 600 кг зерна.
На Кавказе данный тип молотильных орудий использовался повсеместно, за исключением западных областей, где преобладали посевы проса и части гор и предгорий Северного Кавказа, в которых пшеницу и ячмень обмолачивали копытами быков. Севернее и восточнее Кавказа использовались другие орудия обмолота.
Доски под тяжестью груза или стоявшего на доске человека, часто мальчика, возили по площадке, на которой укладывались слоями снопы пшеницы или ячменя, и обращенные вниз зубцы выбивали из колосьев зерно, а солому превращали в мелкие частицы. Измельченная солома шла на корм скоту или на добавку в кирпичи из необожженной глины. За один день обмолачивалось до 600 кг зерна.
На Кавказе данный тип молотильных орудий использовался повсеместно, за исключением западных областей, где преобладали посевы проса и части гор и предгорий Северного Кавказа, в которых пшеницу и ячмень обмолачивали копытами быков. Севернее и восточнее Кавказа использовались другие орудия обмолота.
По археологическим, и отчасти этнографическим источникам молотильные доски, помимо основного назначения, использовались в погребальном ритуале, очевидно, как ложе покойного или волшебное транспортное средство, переносившее покойного в мир мертвых. Имеются также свидетельства использования сработанных досок в конструкции входных в жилище дверей, что позволяет считать их символом границы между мирами. Есть также свидетельства использования молотильной доски в свадебном обряде. По поверьям грузинских горцев, гром возникал из-за того, что молотильная доска, являвшаяся частью повозки св. Ильи гремела, двигаясь по небесному склону. Согласно сохранявшимся архаическим представлениям, имеющим аналогии в библейских текстах, процесс обмолота имел характеристику смерти и распыления естества, которое затем должно было возродиться в многократно увеличенном множестве.
Цеп
Самое распространенное орудие молочения – цеп. Непосредственно обмолотом занимались, в осенний период. Технология проста: уложенные снопы били цепами.
Это приспособление изготовлялось из дерева, состояло из двух, реже — нескольких, подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м), рукоятка и более короткая, (до 0,8 м), рабочая часть, ударяющая по злакам.
Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником. Рабочая часть — палка, ударяющая по злакам — имела названия боёк, киец, било, билень, тяпок, типок, тяпец, тяпёнок, навязень, валек, цепинка,цепец. Связь между рукояткой и рабочей частью называли— приузом, привузой, привзой, приуздой, гужиком и обычно изготавливалась из сыромятной кожи или верёвки.